До этого мой опыт автостопа ограничивался поездками по Подмосковью, у Кирилла не было и такого. Но подобные мелочи не смогли нас остановить - мы вооружились несколькими теоретическими фразами и GPSом, и отправились в путь.
От Барнаула до Москвы 3620 километров. 936 из них мы таки проехали на поезде (Кирилл опаздывал на работу), ещё километров двести пришлось на маршрутки, автобусы и электрички. Собственно автостопа было примерно 2500 км. Как ни странно, подбирали нас, в основном, легковушки, микроавтобусы и маленькие грузовички - оказалось, что в фурах официально только одно пассажирское место, а за любое нарушение их трясут гаишники.
Схема нашего движения (и, одновременно, краткое содержание отчёта) выглядит примерно так: Барнаул (сдали обратные билеты) - Новосибирск (погуляли, Кирилл встречался со знакомой, а я смотрел на киоски "мороженное" - не помню, когда в последний раз видел их так много) - Омск (проехали мимо, только пригороды видели) - Тюмень (проезжали окраину, рассмотрели бесконечные ряды новостроек. Потом целый день на выезде машину ловили) - Екатеринбург (Провели там часа три. Граффити на заборах понравились) - Пермь (тут множество необычных статуй. Ну и палеонтологический музей с пермскими окаменелостями, конечно) - Нижний Новгород (Кириллу не понравился, а я и не видел почти) - Москва.
Надо сказать, что сама дорога была довольно однообразна, так что заметную часть текста я посвящу описаниям водителей, которые нас подвозили.
12 августа
Поздно вечером приехали в Барнаул, сдали билеты на поезд и пошли искать место под палатку. До часа ночи топали с рюкзаками по городу, регулярно сверяясь с GPSкой, потом перешли по мосту Обь (мы уже дважды проезжали тут на машине - но когда я иду пешком, да ещё ночью, мосты кажутся красивее и величественнее), свернули в лесополосу и упали спать.
13 августа
Встали у дороги и занялись ловлей машин. Кирилл долго выбирал место, соответствующее его представлениям об удобстве остановки, потом, наконец, нам попался пригородный грузовичок с молчаливым водителем. Он подбросил нас километров на 20 от города - туда, где бесконечные пригородные развязки сменились прямой и удобной трассой.
На прямой и удобной трассе мы стояли часа четыре (у меня, кстати, возникло ощущение, что сложность поимки машины зависит в основном не от места, а от времени. По крайней мере, почти всегда нас ловили или до полудня, или после 16-17). Потом нас подобрал милый дяденька на легковушке, провёз сотню километров и высадил у большой стоянки фур. /С дяденькой поговорили про рыбалку. Говорит, тут, в Оби, часто попадается стерлядь. Попадается и осётр - но его рыбаки выбрасывают из сетей, слишком много проблем с рыбнадзором, не стоит того./
На выезде со стоянки фур нас почти сразу подобрала пара знакомых на паре КамАЗов. Они привезли нас прямо в Новосибирск. /Водителю моего КамАЗа 25 лет; к этому возрасту он успел отслужить в армии, поработать там по контракту, выйти на волю, заработать на собственный КамАЗ, несколько лет отработать на нём, жениться и родить пару детей. Рассказывал, что в Новосибирске многие из его знакомых пацанов шли в армию прямо из института - потому что иначе есть возможность загреметь года в 23 - а им не хотелось, чтобы в таком возрасте ими командовали вчерашние школьники. По его словам, на своём КамАЗе легко заработать за день тысяч 15 - правда, вроде, это без учёта расходов на содержание машины. При таких заработках он работает постоянно, в выходные лежит под КамАЗом, а все деньги уходят непонятно куда - ничего большого не покупается, накопления не растут. На машине хозяина можно заработать пару тысяч в день (тысяч пять - с учётом воровства), но и проблем меньше, и машину можно раздалбывать спокойно. А вообще у них там хороших работ достаточно, у него вот знакомые лесники, пуская лес налево, по 120 тысяч в месяц получают. Одна беда - все эти работы тяжёлые, нудные и однообразные./
Новосибирск - занятный город. У придорожных ям стоят рукописные таблички "Акция! Зарой канаву!", на билбордах в центре города рекламируют оптовую продажу шестерёнок и железобетонных блоков, а вдоль шоссе стоят закрытые бензоколонки. Тут даже есть своё метро, по стилю оформления и количеству мрамора очень похожее на московское, только состоящее из десятка станций.
Вечером на электричке выехали из города, в паре километров от станции нашли заросли каких-то кустов и, уже в глубокой темноте, разбили палатку.
14 августа.
Оказалось, что от остановки до шоссе идти куда дальше, чем казалось по карте 1см:37км. Вышли на дорогу, наверное, часам к 11, ловили машину до 15. Мы уже отчаялись и отправились к Москве пешком, когда нас догнал старый КамАЗ, везший сено из ближайшей деревни. /Водитель - весёлый, добрый и жизнерадостный мужичёк на собственном КамАЗе. Разъезжает по всей России, больше за Уралом; в свободное время пьёт./. Прокатились на нём километров 50. Потом ещё километра три шли до бензоколонки - теоретически, на них должны лучше машины ловиться. /Правда, у нас эта теория ни разу не подтвердилась - и по времени, вроде, не быстрее, и, главное, ни разу не поймалась машина, выезжающая с колонки. Хотя я, бывало, от безысходности ко всем останавливающимся водителям приставал./
Через пару часов поймали водителя, провёзшего нас ещё километров 150 - правда, не бесплатно, на 200 рублей сторговались. Но уж больно под Новосибом сидеть надоело. /Водитель - профессиональный таксист на микроавтобусе. Редкостное сочетание - занудный моралист-экологист-эзотерик-монархист-верящий_в_добродетельную_старину. Долго объяснял Кириллу, что физика не способна познать мир и уговаривал купить машину, можно на пяток студентов вскладчину, и отбивать бомблением (ну да, следить за ней надо. Ну а что ты хочешь, за всем следить надо, и за женой, и за ребёнком). Его взгляд на жизнь показался мне несколько ограниченным, но довольно интересным - увы, ехали мы вечером, и расспросить его как следует я не смог, слишком спать хотел./
15 августа.
Сегодня мы вышли на шоссе с утра, и уже к 8 часам поймали иномарку - она провезла нас 800 км, почти до Тюмени. /Сисадмин крупной тюменской кампании, с десятком админов на сотню серверов, явно умнее предыдущих. Потому сам рассказывал мало, больше расспрашивал. Даже политиков ругать не стал, зато развил интересную тему о том, что Европа неминуемо должна будет закручивать гайки, а Китай имеет шансы обрушить всю мировую экономику. Кстати, советовал на Алтае по Чуйскому Тракту походить - добраться туда легко, а места красивые. В основном, впрочем, слушал музыку./
В машине было время посмотреть в окно. Мы уже который день едем двухполоске с узенькими обочинами. Видно, что чинят её часто - но шестидесятитонные фуры в паре с воровством асфальта делают своё дело, и за пару лет дорога превращается едва ли не в гравийную. А асфальт, как нам рассказывал водитель, временами сходит весной вместе со снегом. По ширине дорога уступает некоторым подмосковным просёлкам - и, главное, тут по сторонам десятки и сотни километров подряд тянутся чахлые леса и лужайки, изредка от шоссе отходят просёлки. Жутковато понимать, что эта ненадёжная дорога - одна из важнейших нитей, связывающих европейскую территорию России с Сибирью. Под впечатлением от вида, я даже хотел назвать отчёт "Двойная нить жизни", но потом решил, что будет слишком пафосно.
Вечером нас ещё километров на полтораста подбросил казах. /Мы просились "до Екатеринбурга". На этом основании он сделал вывод, что мы оттуда - и был в нём абсолютно уверен, так что у нас спрашивать не стал. Для меня это было отличной демонстрацией того, почему надо задавать людям правильные прямые вопросы./
Встали на ночь в замечательном смешанном лесу - молодой сосняк у дороги плавно переходил в березняк, а тот, в свою очередь, в болото. Лес (или это лесопосадка?) молодой, чистый, очень просторный, да и таких зарослей орляка я ни разу в жизни не видел. Жаль, нет времени тут днёвку сделать.
16 августа
Быстро поймали попутку на последние километры до Тюмени. /Посмотрели из окна на окраины - бесконечные ряды многоэтажных новостроек и торчащие тут и там башенные краны./ И на целый день застряли на выезде из города. К вечеру нас подобрал и отвёз километров на двадцать врач из тубдиспансера. /Рассказывал, что туберкулёз сейчас лечится неплохо, но многие его намеренно недолечивают - ибо туберкулёзники имеют уйму полезных льгот, им даже квартиру выдают. Принял меня за филолога (sic!), обсудили политику - он оказался едва ли не единственным из наших попутчиков, хвалившим городскую власть. Говорит, к ним лет десять назад пришёл Собянин, с тех пор стройка и началас. Интересно, что он, как и вчерашний казах, делал много выводов на сомнительных основаниях. Правда, он всё-таки спрашивал, "правильно ли я понял..." - но у нас не было специальной задачи переубеждать его. Так что я ещё раз убедился в правильности тактики открытых вопросов./
Потом нас подобрал бывший прапорщик ракетных войск, а ныне военный пенсионер и свободный таксист. Подбросил почти до Екатеринбурга. А дальше был ежедневный фокус "установка палатки в темноте" и отбой.
17 августа
До Екатеринбурга доехали на автобусе. Екатеринбург - большой и довольно симпатичный город. На заборах тут встречается красивое граффити, в центре города немало украшенных резьбой деревянных домов и старинных кирпичных строений. Моё внимание привлёк богатый каменный дом, от которого остался только фасад, вмонтированный в основание большого стеклянного здания - папа говорил, что такого много в Лондоне; правда, Кирилл заметил, что это может быть всего лишь стилизованный под старину бар...
Выехали из города на электричке, вышли на трассу и пошли по ней, выбирая место для стопа. Сначала, конечно, шли по обочине - но потом подошли к посту ГАИ, около которого обочина превратилась в край дороги. Как только мы наступили на асфальт, к нам подскочил гаишник, назвал нарушителями ПДД (движение пешехода по проезжей части в направлении движения автомашин) и выписал штрафы по 200 рублей с человека.
После этого мы спросили, где можно правильно перейти дорогу, чтобы больше не нарушать, отошли от гаишников на полкилометра и встали у шоссе. Дожидаясь машины, обсуждали, почему обычно попутчиков берут к себе пожилые одиночки. Тут нас и подобрала молодая пара на Мерседесе. /Я просил подвезти до Перми - и они удивились, насколько далеко мы едем. Как сказал парень, съездить в лес на шашлык - вполне достаточный экстрим; большего ему не надо./
Следующую машину мы поймали минут за пять, и она благополучно довезла нас до самой Перми. /Водитель - дальнобойщик, но сейчас ездит на хозяйских машинах, каких дадут - а дали сегодня маленький грузовичок. Своя машина была раньше, но зимой сгорела - теперь копит на новую. Платят ему по 4,5 рублей за километр на фуре. Самый разговорчивый из всех наших водителей, почти без расспросов рассказал о молодости, о планах и о своих поездах на крайний север - как в Нарьян-Маре вязнут грузовики, как, дёргая завязшие Газели, их разрывают пополам, как посреди тундры попадаются частные платные дороги высочайшего качества, проезд по которым надо заранее согласовывать с фирмой - владелицей.../
18 августа
В Перми купили билеты до Нижнего Новгорода. Кирилл отправился туда сразу, а мой поезд уходил вечером.
За день я успел, в целом, осмотреть город. Из достопримечательностей мне понравились многочисленные и необычные статуи. Чего стоит только надкушенное яблоко перед городской библиотекой - своеобразный намёк, однако!
На нескольких столбах я увидел рекламу местно палеонтологического музея. Разумеется, побывать в городе, в честь которого назван один из самых интересных периодов палеонтологической летописи, и не зайти в палеонтологический музей, я не мог. Правда, после ПИНа музей казался небольшим и довольно скромным - но пермские насекомые тут представлены действительно неплохо.
19 августа
Утром приехал в Нижний Новгород, встретил Кирилла. По его словам, город скучный, так что на его осмотр тратить время не стал, сразу поехали на трассу.
Ну, сразу - это громко сказано. Сначала мы купили билет на электричку до удобной точки на трассе. Сели в вагон, подождали минут двадцать. На всякий случай спросили у соседей, та ли электричка. Оказалось, не та - та была на той же платформе, но с другой стороны. Только она уже уехала, а следующая будет часа через четыре. Потом мы попробовали сесть на автобус - но водители маршруток тут какие-то мрачные и довозить до окраины города отказываются, а покупать полный билет в дальний пригород меня душила жаба. В результате, мы сели на автобус до какого-то пригородного села и таки оказались на трассе.
Тут мы довольно быстро поймали молодого водителя, подбросившего нас прямо до входа в Московское метро. /Работает в Москве, родился в Чебоксарах, сейчас едет оттуда. Насколько я понял, занимается проводкой интернет-кабелей и параллельно получает высшее образование для более серьёзной специальности. Не знаю, повезло ли нам, или дело в том, что мы перевалили Урал - но это первый человек, которого автостопщики не удивили; более того, с парашютом он уже прыгал, а сейчас сам мечтает проехаться стопом, научиться играть на гитаре и летать с дельтапланом./
И здесь я ставлю жирную точку. Приключения этого лета кончаются. Посмотрим, что будет дальше...