Крым - 2013. Записки дилетанта.

Крым - 2013.

Снега наступают.

Записки дилетанта

Обычно в зимнем походе
думаешь только об одном:
"как же холодно-то!"
Вася К.

Введение

В начале января 2013 года я на несколько дней съездил на Украину - в Крым, в основном. Причин поездки было две:

1). Уже много лет подряд меня огорчают зимние каникулы: работать в них не получается, в Москве темно и холодно, а съездить отдохнуть некуда. В этот раз я решил исправить это недоразумение и попробовать куда-нибудь скататься.

2). Опять же, я не первый год хочу съездить в Финляндию, посмотреть на северное сияние. Но я никогда не ездил на природу в холодное время года, и для начала хотел бы попробовать погулять в известных мне местах. А январь в Крыму, по литературным данным, напоминает лапландский октябрь.

Поэтому я купил себе спальник потеплее, уложил в рюкзак свитер и шерстяные носки, и сел на поезд...

Собирался я, как водится, в последний момент - но, против обыкновения, успел собрать стопку бумажек с маршрутами, советами и пояснениями.

Исходно я планировал погулять по горам (по маршруту, найденному на life-trip (зеркало - схема)и подробно описанному на Энциклопедии странствий (зеркало), потом набрать дельфиньих черепов на берегу Феодосийского залива, и несколько дней отдохнуть в пещерном городе, посоветованном Аней Б. Но чем ближе было к делу, тем хуже выглядел прогноз погоды, так что скоро стало ясно, что планы придётся менять...

Со временем на буках трескается кора, трещины загнивают и ствол бугрится. Поэтому пни и старые деревья выглядят как герои сказок про Бабу-Ягу.

2 января

Еду в поезде. Детей в вагоне нет, тихо, хорошо!

Познакомился с попутчиками, крымчанами. Первый из них назвал меня экстемалом, сказал, что он там ходил, а я в одиночку не пройду. Потом уточнил мой маршрут и успокоил, что всё нормально - не пройду я в другом месте.

Тут подошёл второй. Потребовал у меня карту, посмотрел, сказал, что он там всё знает, и что у меня нет шансов. Дескать, их туда вывозили ротой солдат с цистерной спирта, и то страшно заблудиться было - а уж одному-то...

Некоторое время эти двое пытались учить жизни хором, потом нашли между собой общий язык, и от меня отстали.

3 января

В Симферополь приехал около полудня, а темнеет тут рано - так что в срочном порядке купил гривны и кое-какие мелочи, и сел на троллейбус (зря экономил, кстати - на автобусе было бы быстрее).

Я послушался не GPS, а одного из местных жителей, и, в результате, вышел на 2 км раньше, чем мне было надо.
Зато вот эту милую собачку встретил.

В полном соответствии с картой свернул налево у маленького белого домика с подписью "ПС8" и пошёл по хорошо набитой тропе вдоль ручья. Дорога почти так же хорошо видна, как на Алтае - но народа мало, не сезон. Правда, прямо рядом с шоссе встретил одну маленькую группку, спросил у них, как пройти на Курлюк-Баш. Мне объяснили, что с рюкзаком я не пройду, и объяснили, куда именно: оказывается, нужно идти вдоль реки, пока не услышу домик с собаками, а дальше поворачивать влево и лезть на холм.

Где-то к 16:30, в глубоких сумерках, добрался до заснеженной поляны, отмеченной на карте как стоянка. Кострищ в темноте не видно, но ручеёк журчит рядышком.

К половине шестого поужинал, дописал дневник и лёг спать.

4 января

Главное ощущение ночи - "тут холодно и темно". Ночью шёл дождь, и к утру палатка покрылась ледяной коркой снаружи, и слоем инея изнутри; мало того, что это мокро, так ещё и сворачивать неудобно.

Часам к девяти упаковался и пошёл на Ай-Алексий. Шёл, правда, не по дороге, рекомендованной в маршруте (на самом деле она пролегает на 500 м. западнее, кстати), а по той же размеченной тропе, по которой пришёл вчера.

Видел пару косуль. Правда, вдалеке.

Первые полтора дня в горах я шёл по тропе, тщательно размеченной вот такими значками. На подходе к Ай-Алексию центральная полоска с жёлтой сменилась на зелёную, а после Ай-Алексия я не видел значков вовсе.

Сначала часа два шёл по буковому лесу, под ногами шуршали жухлые листья, иногда перемежающиеся пятнами снега.

Осенний буковый лес.

Земля и снег усеяны оболочками плодов бука.

Потом, наконец, вышел на плато Тырке-Яйла. Оно покрыто холмами и изрезано сетью дорог, пересекал я его по азимуту (точнее, если честно, уткнувшись в экран GPS). Между прочим, встретил групу путешественников на мототехнике - мотоциклах, квадрациклах и чём-то, похожем на гибрид шишиги и Оки.

Ледяной дождь не только покрыл палатку коркой, но и нарастил бородки на ветках. А с наветренной стороны ветки высыхали быстрее, чем замерзала вода.

Забрался на какой-то холмик и сфотографировал плато.

Ещё один вид на плато.

А тут я смотрю с обрыва вниз.

Засветло дошёл до Ай-Алексия. Тут благоустроенный родник, замечательные холмики с зелёным моховым ковром и вообще отличная стоянка безо всяких следов снега.

5 января

Ночью слышал какие-то странные звуки. Утром выглянул наружу и понял, что вокруг метель и меня занесло снегом сантиметров на пять - десять. Выругался про себя, съел горсть грецких орехов и стал собирать палатку.

Я был глубоко деморализован - это называется "местами временами осадки!?", и хотел даже сойти с маршрута.

Вот такая вот метель, вполне зимняя.

Впрочем, решил всё же идти по исходной тропе, и быстро оказалось, что не всё так плохо.

Но чуть ниже меня снега нет, и лес всё ещё зелёный.

Ещё километра через два снег под ногами почти исчез, и я устроил привал. Мимо прошла пара охотников, в ватниках и с ружьями. Пожаловались на погоду, сказали, что в горы лезть не хотят.

На общем фоне голых веток и снега радую вечнозелёные шарики омелы.

А чуть ниже омела даже усыпана ягодами - внешне они похожи на белую смородину, а по вкусу напоминают крахмальный клейстер

В горах растут замечательные бонсаи. Я даже набрал с них семен - но потом, спустившись вниз, выяснил - это не бонсайное дерево, это условия такие.

Правда, до Чигенитры я так и не дошёл - свернул к Рыбачьему чуть раньше. Тут, в низу ещё настоящая осень - сухо, солнечно, светло и почти тепло.

Впервые вижу деревянный могильный камень.

Сухие ветки покрыты плотным ковром лишайников.

Вообще, бонсаи в Крыму любят.
Я километра три шёл через огромную плантацию, изюмного дерева, выращенного в виде бонсаев.
Наверное, саженцы потом в Японию везут.

Несмотря на зимнее время, на некоторых деревьях всё ещё дозревает изюм.

В Рыбацком я оказался достаточно рано, и решил добраться до с. Южное в этот же день. Оказалось, правда, что автобусы в Феодосию по этой трассе зимой не ходят, так что пошёл ловить машину - и через час меня подобрала тройка молодых людей. По их словам, три дня назад они сидели в квартире в Краснодаре, и вдруг решили - почему бы не покататься по Крыму? Ну и поехали кататься. Правда, города осматривали из окна машины и очень быстро, так что удовольствия получали не очень много. Но всё равно радовались жизни.

Сначала они собирались ехать в Новый Свет. Но быстро сообразили, что уже темнеет, а Новый Свет маленький и ресторанов там нет. Да и гостиниц тоже. Тогда подумали о Керчи. Или о Куршавеле. Или о Симферополе... Я подсказал, что Феодосия - большой город, где наверняка можно с удобством переночевать, а на следующий день ехать куда угодно - и, в результате, меня привезли в Феодосию.

Остановились сфотографировать занятную табличку.

Из города до с.Южное добирался на такси (150 грн = 600 р), по дороге слушал рассказы водителя о битвах с таксистами-конкурентами, которые работают не по счётчику. Оказалось, кстати, что за все годы работы моего водителя ни разу не били; занятно, я думал, это более опасная профессия.

Разбил палатку в овраге у моря. Сейчас сижу снаружи, радуюсь самому тёплому за поход вечеру. Жаль только, опять снег идёт.

6 января

С утра пошёл вдоль берега на восток. Встретил рыбаков, выгружавших улов из лодки, попросил продать рыбку. Подарили даром, ура!

Прошёл километров пять, повернул обратно. Нашёл целые черепа белобочки и азовки, и кучу битых азовок. Все черепа старые - видимо, действительно, дельфинов в основном в мае выбрасывает. На обратном пути развёл маленький костерок из плавника, зажарил подаренную рыбу на углях, и с большим удовольствием съел.

Дальше добрался автостопом до трассы Феодосия-Керчь (с.Южное - поворот направо, под знак типа "приграничный пункт", по дороге до фермы, и ещё раз направо), поймал автобус до Симферополя и купил на вокзале билет до Киева.

Спать решил тут же, на вокзале. По совету умных людей бросил спальник не в зале ожидания, а в зале повышенной комфортности. Там, конечно, не так комфортно, телевизор орёт - зато вход платный, поэтому милиция, из экономии, предпочитает гонять спящих в других местах.

Земля осыпается, обнажая корни.
Снято на Ай-Алексий; сюда вставил просто для красоты.

7 января

К утру Симферополь завалило снегом, но я всё равно поехал гулять в пещерный город Бакла. Познакомился с местным городским транспортом - он такой же неудобный, как и московский, но, почему-то, в шесть раз дешевле.

День гулял загородом - правда, в пещерный город не забрался, потому что лезть на скалы, засыпанные свежим снегом, желания не было. Но вокруг побродил, полюбовался видами.

Хотел ещё в краеведческий музей зайти, но оказалось, что тут 7 января приравнено ко вторнику, и все музеи закрыты. Так что просто сел на поезд и поехал в Киев.

8 января

Приехал в Киев, первым делом купил билет в Москву, потом отправился в национальный музей истории Украины. Провёл там целый день, рассматривая исторические ценности V - XVIII веков. Экспозиция заканчивается на XXI веке, но, туда я попасть не успел, музей закрылся. Зато посмотрел на ятаганы и арбалеты, и обратил внимание на то, что многие почти современные вещи появились очень давно: стандартные ножницы появились как минимум к X веку, винты к XVI, а дорогие иномарки у митрополитов - к XVIII.

Видимо, последние дни я выгляжу очень плохо, потому что окружающие постоянно выпрашивают у меня деньги. Поэтому я решил не рисковать с ночёвкой на вокзале (тем более что тут зала повышенной комфортности нет), и пошёл в хостел.

Интересная идея - вешать в вагонах метро доски с маленькими объявлениями.

Поверхностное гугление привело меня в заведение "WhyNot". Правда, раньше я никогда не останавливался в хостелах, так что сравнивать мне не с чем - но тут очень понравилось. За 80 грн (320 руб) я получил тёплую и мягкую постель, душ, кухню и все остальные прелести цивилизации, а также немного общения с интересными людьми. Правда, сейчас, после праздников тут спокойнее и скучнее, чем обычно, это нужно учитывать.

До вечера успел поговорить с Александром - российским военным, который по контракту учит стрелять украинских солдат. Как он объяснил, прожил тут уже три месяца, и планирует остаться ещё на девять - ведь это замечательный интересный хостел, и тут куда интереснее, чем в казарме. Между прочим, узнал, как работают наши контрактники: дружеская страна (Украина относится к дружеским странам) оплачивает ВС РФ наёмника, те предлагают работу нашим офицерам, а офицеры подписывают контракт и работают за зарплату ВС РФ.

9 января

С утра успел поговорить с одной из хозяек хостела (полячка из Кракова. Устроила хостел в Киеве, потому что в Киеве их тогда было три, а в Кракове - больше сотни), шебутной девушкой на ресепшне (говорит, что сейчас скучнее обычного, основной контингент хостела - американцы, а берцы удобно красить из аэрозольного балончика) и соседом-нидерландцем. Последний объяснил мне, что скоро грядёт господь, поэтому всю землю трясёт согласно писанию; землетрясения происходят даже в сейсмически безопасных районах, но умирают от них только грешники; если я не хочу умереть от землетрясения, то должен бороться с антидемократическим путинским режимом; уровень демократизма страны определяется по количеству этажей в самом большом книжном магазине - в Нидерладах демократичность равна шести, например; сам он два года работал с утра до вечера, потом год провёл в психиатрической клинике, а теперь путешествует по миру - вполне понимает, что и сейчас может быть сумасшедшим, но на всякий случай рекомендует к себе прислушаться.

Панорма Киева. Снял с обзорной площадки около Киево-Печёрской лавры.

Я собирался съездить на обзорную экскурсию по Киеву - но, видимо, сегодня они не проводились. Потому что народу мало.

Вместо экскурсии я пошёл смотреть на главный книжный рынок и барахолку. Барахолка, ясное дело, в среду не работала, зато на книжном рынке, в букинистической лавке, я нашёл пару интересных книжек. Одна, первое русское издание "происхождения человека" Дарвина, имела чисто коллекционный интерес; про вторую, "Динамику живого вещества" 1910 года, я никогда не слышал, но захотел почитать. Что интересно, обе книжки, малоизвестное издание в драной обложке, и отлично сохранившуюся полуторавековую знаменитую книгу, оценили одинакого, в 600 грн (2400 руб). В результате, не взял ни ту, ни ту - зато для "Динамики" списал выходные данные и быстро скачал её из интернета. А по поводу Дарвина решил, что точно так же оценили бы "Происхождение видов" 1864 (или даже 1859) года - а значит, мне нужно чаще ходить по букинистам...

День провёл в Киево-Печёрской лавре - вспомнил, что читал о ней в старой советской книжке, и решил посмотреть. К сожалению, с тех пор лавра стала скучнее - сейчас это самый обычный церковный комплекс с магазинами на каждом углу. А знаменитые пещеры с мумиями переоборудованы в обычный тесный подвал (электрическое освещение выключено, и ходить положено со свечками), в котором стоят террариумы с кульками мощей.

После выхода из Лавры погулял по городу, посмотрел на Киев со смотровой площадки и решил напоследок зайти в музей с непрезентабельным названием "национальный научно-природоведческий". По дороге заглянул в Википедию и с удивлением выяснил, что это вполне себе серьёзный музейный комплекс европейского значения. Увы, времени осмотреть его как следует уже не было, так что я быстро пробежался по некоторым этажам, составил общее представление о музее (зоологическая экспозиция богатая, препараты сделаны тщательно, палеонтологическая часть, конечно, беднее ПИНа, но очень наглядна). На первом этаже долго разглядывал огромные китовые скелеты - впечатляющее зрелище.

Потом доехал до вокзала и сел на поезд в Москву.

Напоследок

Добавлю некоторые общие впечатления:

1. Гулять зимой можно, и даже не обязательно замерзая. Только нужно спальник ещё теплее купить.
  2. Украина почти похожа на Россию. И по ценам в том числе.
  3. Но городской общественный транспорт там, почему-то, в 3-6 рез дешевле, чем у нас.
  4. Киев явно старается ориентироваться на туристов. Правда, принципиальная борьба с русским языком на официальном уровне этому столь же явно мешает. Спасают только англоязычные надписи и пояснения.
  5. Впрочем, всего за два дня в Киеве я начал понимать украинскую речь. Правда, очень плохо.
  6. Билеты Киев-Москва + Симферополь-Киев стоят примерно столько же, сколько Симферополь-Москва, и их вполне можно покупать на месте, где-то за сутки (по крайней мере, сразу после конца новогодних праздников). На заблаговременном обмене билетов денег теряется немного.
  7. А вот планировать схему поездки лучше заранее. Потому что из-за отсутстви чёткого плана я убил в Киеве уйму времени, которое мог бы потратить с пользой.

Жетоны метро в Киеве на редкость разнообразны.