Где-то к середине июня стало ясно, все планы ехать куда-нибудь в первой половине лета потерпели неудачу. Мы с Маратом попробовали опросить знакомых - но времени оставалось мало, уговорить кого-нибудь поехать в Соловки через две недели не получилось.
В результате мы поехали вдвоём с Маратом. Я хотел просто погулять, а Марат мечтал посмотреть на белух, трущихся о камни на мелководье. Так что будем считать, что "путешествие натуралиста" - это как раз про него.
Во времена, описываемые ниже, фотоаппарата у меня не было. Поэтому вставить в текст фотографии я смогу только после того, как мне их отдаст Марат.
Полдня пытался довести до ума зарядку для КПК с GPS. Почти довёл - но времени это заняло много. Ну да ничего, вроде успел собрать почти всё, правда, традиционно, чуть не опоздал на поезд.
Посидели с Маратом у окна, обсудили, кто чего забыл взять, и легли спать.
Поезд едет, смотрю в окно. Всё-таки северные пейзажи мне нравятся больше южных.
Весь день читал Гессе.
Сидхартха
В целом книга оставила хорошие впечатления. Правда, если подумать и переложить её философию привычными словами, окажется, что там нет ничего нового. Конкретнее, есть:
- время едино и неразрывно, всё меняется и переходит из одного в другое.
- мудрость - это чувство, а не знания.
- следовательно, мудрости нельзя научиться.
- относиться к жизни серьёзно - плохо. Внимательно смотреть на жизнь - хорошо.
Надо заметить, что с важностью большинства из этих замечаний (кроме, пожалуй, последнего) я мог бы поспорить.
А вот сама история человека, много раз легко и изящно менявшего цель жизни, и каждый раз добивавшегося своего, меня привлекла. Хотя, кажется, это называется "Марти Сью".
С другой стороны, книга мне напомнила о том, что в собеседнике важны знания, а притягивает мудрость. Об этом всегда надо помнить, чтобы случайно не перепутать одно с другим.
Нарцисс и Голдмунд
Красиво написанное жизнеописание средневековья. Лейтмотивы - свобода vs порядок, образное мышление vs символьное. Кажется, свобода и образное мышление нравятся Гессе больше.
Цитата: "Мистик - мыслитель, который не смог отказаться от образов, являясь в тайне художником".
Сошли с поезда в Кеми, в 1:25. Вместе с нами сошла большая группа туристов. Как выяснилось, они тоже собираются в Соловки, и даже, вроде, знают, как туда добираться. Мы уже планировали сидеть до утра на вокзале, а потом добираться до островов с ними - но тут Марат нашёл какого-то мужика, который махнул рукой в нужную сторону и сказал, что до причала всего 12 километров под гору. Мы посоветовались, решили, что идти веселее, чем сидеть на железных скамейках, и отправились к морю. Минут через сорок мужик нас догнал и подбросил на своём автомобиле прямо к пирсу. Ну и здорово, сидеть на берегу моря даже лучше, чем идти.
До первого катера оставалось часа четыре - за это время мы успели замёрзнуть, позавтракать, посмотреть на восход, поговорить с метеорологом (?), измеряющим уровень прилива, познакомиться с учёным, едущим на Соловки работать, и сделать ещё много всего интересного. Потом капитан первого корабля объявил посадку.
В корабль загрузили толпу переругивающихся тётенек в джинсах - паломниц, оплативших перевозку через туроператора. Капитан сказал, что мест больше нет, но несколько человек всё же уговорили пустить их на борт за 600 рублей с носа - среди этих счастливчиков, стараниями Марата, оказались и мы. Потом катер три часа плыл к острову, я дремал на ступеньках в верхней каюте, а Марат слушал молитву в нижней. Молитва была одна, зато много раз и громко.
На Большом Соловецком мы оказались около 11 утра. Сразу стало заметно, что за прошедшие шесть лет остров изменился не в лучшую сторону - из тихой деревни пос. Соловецкий постепенно превращается в курортный регион. Пока, впрочем, изменения только начались, объявления о сдаче жилья, вызове такси и аренде велосипедов бросаются в глаза только в первый день и только на пирсе. Боюсь правда, что это ненадолго.
На данный момент информация о Соловках ходит противоречивая. Говорят, лучше всего там останавливаться в гостиницах. И палатки можно ставить только в палаточном городке у самого посёлка (80 руб. за человека в сутки за право разбить лагерь). И что входить в лес без сопровождения экскурсовода запрещается. И что если мы хотим разбить лагерь в лесу - мы обязаны сначала зарегистрироваться в лесхозе. И что если мы готовы сами искать место для палатки, дёргать директора (судя по всему - единственного работника) лесхоза не надо, у него много своих дел.
Короче, мы покрутились немного по посёлку, докупили продукты и пошли в сторону мыса Белужьего. Какое-то время шли по литорали, потом свернули на тропу, быстро добрались до безымянного ручейка в нескольких километрах от мыса, разбили палатку и наконец-то легли спать.
Сегодня мы вернулись в город, арендовали на часок лодку и попытались ловить рыбу. Так и не поймали ничего, ну да ладно. Как ни банально это звучит, но ходить по лесу без рюкзака приятнее, чем с рюкзаком. Солнышко светит, травка зеленеет, тайга шумит, болото весело чавкает под ногами. Опять же, без рюкзака удобнее смотреть по сторонам, а значит больше шансов найти что-то интересное. Я вот череп утки нашёл.
Вчера утром, гуляя по литорали, я поймал в луже крошечную камбалу. Увидев рыбку, Марат страшно обрадовался, сказал, что у них в Краснодаре камбалы стоят дороже осетров, и решил обязательно ставить перемёт. Купить в посёлке леску и крючки было несложно, поэтому сегодня после завтрака мы копали пескожилов, искали потерянную миску с пескожилами по всему берегу, и раскладывали крючки с наживкой по песку, стремительно скрывавшемуся под водой прилива.
Сегодня мы собирались погулять по острову. Ради интереса и экономии времени решили не делать крюк по тропе, а идти прямо через лес, благо всего три километра. Где-то через час стало ясно, что мы будем идти на восток вне зависимости от того, в какую сторону свернём; по крайней мере, на этом упрямо настаивал компас. К счастью, я смог запустить GPS, и мы выбрались к дороге до того, как его аккумулятор окончательно сел. Приключение оказалось довольно занятное, а заболоченный лес без следов дороги - достаточно красивым. Но Марату, кажется, не понравилось. В результате он пошёл домой по дороге, а я отправился гулять к северу острова, пос. Ново-Сосновая.
Первые километров пять под ногами тянулась мокрая от капающего дождя наезженная дорога с широкой обочиной. Потом, после таблички "Большое Красное Озеро" стало веселее. Дорога началась достаточно своеобразная, на "Козле" не проедешь; зато вокруг - замечательный заросший лес.
Чисто теоретически где-то в том районе, в ста метрах от дороги, находится высочайшая точка острова. Я окончательно посадил GPS, бродя по заваленным буреломом холмикам; думаю, один из них и был отмеченной на карте горой. То есть я могу с полным правом утверждать, что покорил соловецкую вершину.
Когда я шёл обратно, дождь, наконец, закончился. Меня окружал мягкий сумрак, пахло влажным лесом, шелестели деревья и журчала вода в бесконечных каналах; идиллию нарушали только комары, которым погода тоже понравилась. Я прошёл мимо секирной горы (высоко над лесом проплыл купол Вознесенского Скита), свернул на экскурсионную тропу к Белужьему мысу - и через полтора часа быстрой ходьбы по лесу и замощённому досками болоту был у моря.
Оказалось, Марат пришёл в лагерь почти одновременно со мной. По лесу он не гулял, зато вовремя заметил толпы людей, сходящихся к мысу Белужьему, прибежал туда сам и смог посмотреть на радостно ревущих трущихся о камни белух. Добавьте к этому то, что по дороге он успел отобрать у чайки дохлую камбалу (помните, мы утром перемёт ставили?) - и вы поймёте, что его день удался.
Утром пришли в посёлок на экскурсию по большому кругу озёр - поездку на лодках с самостоятельной греблей длинной в двадцать километров. Проводят её редко - это тяжело физически, поэтому обычно желающих мало; в этот раз экскурсию заказал целый слёт учителей.
Мы попали в одну лодку с тремя тётеньками. Быстро выяснилось, что ни я, ни даже Марат не можем грести с хоть сколько-нибудь приличной скоростью. За вёсла села учительница физики - полная (лодка сидела сантиметров на пять ниже обычного), но очень сильная женщина. Она и гребла почти весь день.
В общем, поездка была достаточно занятной, а виды - достаточно красивыми; но теперь я знаю, что не люблю плавать в лодке, когда гребут за меня.
Вечером мы ещё раз сходили на мыс Белужий, послушали пение крачек и посмотрели на белуховедов. Посмотреть на самих белух не получилось - белуховеды объяснили, что прошёл шторм, и киты теперь долго не появятся. Потом зоологи сели на маленький катер и уплыли, а мы вернулись в лагерь.
Весь этот вечер мы обсуждали возможности отъезда за рубеж. Было поднято немало важных вопросов, затронуто множество важных тем. Мне это, безусловно, многое дало, я стал намного лучше понимать ситуацию. Но, я должен с сожалением это заметить, больше понимать свои цели я не стал, скорее наоборот.
Отсыпались до полудня, потом не спеша собрали лагерь и перенесли его поближе к посёлку. Между прочим, по дороге встретили пару велосипедистов. Рассказали им, как добраться до Белужьего и объяснили, что китов они там не увидят.
Товарищи поблагодарили нас и в ответ посоветовали зайти на устье ближайшего ручья - дескать, там лежит скелет неизвестного науке лох-несского чудовища. Так вот я стал обладателем замечательного тюленьего черепа.
Тут, на Соловках, можно арендовать велосипед - от 50 до 80 рублей в час. Покатались с Маратом часа три, решили продолжить завтра. Между прочим, понаблюдал за восстановлением моторной памяти: В последний раз Марат сидел на велосипеде больше десяти лет назад - но уже метров через пятьсот двигался вполне уверенно.
С утра мы отправились на вторую экскурсию, в этот раз - более гуманитарно ориентированную. Сначала сходили в ботанический сад - там нам показали всякие деревья, рассказали, как монахи делали белый воск, а на отходах производства выращивали арбузы, и сводили в восстановленную по старинным чертежам часовню (нечто вроде дощатого жёлтого туалета, обклеенного изнутри иконками).
Потом отправились на Секирную Гору, в восстановленный на деньги от пожертвований строгий скит. Изнутри вся часовня покрыта прекрасными, отлично сохранившимися, фресками - глядя на них сложно поверить, что им уже больше века. Впрочем, насколько я понял, верить в это и не нужно, пару лет назад их нарисовали практически с нуля.
По дороге нам рассказали несколько интересных историй. Про то, что в сталинские времена тут был самый жестокий карцер на острове - вроде бы как сюда отправляли тех, кто отказывался уходить с прогулки по расписанию. Про то, что в последние годы вокруг скита поставили на деньги с пожертвований несколько крестов с загадочными символами, значение которых учёные до сих пор не могут установить. Про то, что лестницу, по которой мы спускаемся, построили на пожертвования из-за границы...
Но больше всего мне запомнилась знаменитая легенда про Преподобного Савватия и изгнание язычников. Звучит она так:
В XV веке христианские монахи Герман и Савватий основали на Секирной горе строгий скит; они жили в вере и благочестии и исполняли божью волю. Но задолго до них остров облюбовали богомерзкие язычники. Узнав о появлении на Секирной христиан, они отправили двух своих представителей на остров, совращать монахов с пути истинного и всячески препятствовать богоугодному делу. Монахи просили язычников убраться с их острова, но те продолжали разгульную жизнь: муж ловил рыбу, а жена готовила и стирала.
И вот однажды во время молитвы Савватий услышал страшный крик. Он смутился, пошёл на голос и увидел женщину, жену рыбака. Та поведала монаху, что муж её отправился ловить рыбу, а саму её в это время посетили ангелы - два прекрасных юноши в белоснежных одеждах и со светлыми лицами. Ангелы зверски избили женщину и изрекли, что остров теперь принадлежит христианам, а язычникам тут не место.
Посмотрел Савватий на окровавленную плачущую женщину, и возрадовался, и сердце его запело. Переступил он через язычницу и вернулся в скит, и продолжил молитву, благословляя бога за силу и доброту. А язычники в страхе покинули остров и больше никогда не возвращались.
Кстати, надо заметить: Секирная Гора - единственное найденное мною на Соловках место, с которого открывается панорамный вид. Там даже смотровая площадка есть.
Всю вторую половину дня катались на велосипеде - ездили на остров Муксалму. Видели отличное бескрайнее болото на берегу, УАЗ, завязший по самые двери посреди дороги, и настоящее море с морскими звёздами (если что - дно всего нашего восточного берега - это голая литораль шириной в полкилометра). Ели крупную сладкую чернику.
Мне рассказывали, что где-то около самого берега лежит скелет огромного тюленя; я его честно искал весь вечер, и в результате нашёл позвоночник обычной нерпы; нашёл бы быстрее, если бы не стеснялся и как следует расспросил местных, ну да ладно. Череп уже кто-то забрал, но такой у меня уже есть, не жалко.
Утром покатался на велосипеде, посмотрел на крутящийся радар, почитал меню полевой кухни палаточного лагеря (там каждый день треску по дешёвке давали! Какая жалость, что только в последний день узнал...). В результате опоздал на катер. Точнее, это не я опоздал, это катер на пять минут опередил расписание, но результат тот же, так что не важно.
Марат ждал меня до последнего и в результате тоже опоздал. Его это очень огорчило, потому что у него самолёт, а опаздывать на самолёт нехорошо. Впрочем, как и следовало ожидать, через час мы благополучно сели на другой катер, чуть более дорогой и тихоходный, зато маленький и тихий. Потом был посёлок Рабочеостровский, Кемь, вокзал, полный туристов-байдарочников, и поезд на Москву.
Провёл в поезде. Немножко почитал про микроконтроллеры, решил, что без компьютера и паяльника эта книжка бесполезна, так что просто лежал, мечтал и рисовал всякие нереализуемые схемки.
Приехали в Москву, пару часов подождали открытия метро, и разъёхались по домам.
Наконец, описал поездку. За прошедшие месяцы события изрядно изгладились в моей памяти, так что рассказ получился намного хуже остальных. Но я его всё равно выкладываю, потому что считаю - лучше такой, чем никакого.