Вокруг Крыма - 2011.

Записки дилетанта

Текст предлагается Читателю как есть. Автор не несёт ответственность за явный или скрытый ущерб, причинённый данным Читателя в результате выполнения Текста на компьютере или в иних моделирующих системах Читателя.

Введение

Так сложилось, что все вокруг были в Крыму, часто по несколько раз. Я туда почему-то ни разу не попадал. И не попал бы - в мире есть много более интересных мест.

В этом году на начало лета было много разных планов, и все они рушились один за другим. В конце концов, я махнул рукой на занятых и просто колеблющихся знакомых, и поехал в одиночку туда, где, как я решил, одному будет не слишком страшно и достаточно интересно. То есть в Крым.

22 Июня

Весь день докупал всё необходимое и разбирался с маминым Андроидом. Всю ночь не спал, собирал рюкзак и печатал карты. Если быть точным, я попытался напечатать карту, но у меня сломался принтер, и следующие два часа я его пытался починить. Так и не починил, еду с покупным путеводителем и картами в КПК...

23 Июня.

Сел на поезд, еду. В вагоне со мной целый выводок весёлых и счастливых детей, так что поспать не удалось. Со скуки пытаюсь читать "Стоика" Драйзера. Это, если кто не знает, третий том трилогии. Первые два я не читал; может быть поэтому, может - просто с недосыпа, но оценить по достоинству упомянутое замечательное произведение я не смог. Да, забыл сказать, принтер вчера сломался во время распечатывания книжки - не вовремя, в общем.

20:40

Особенно неудачливого ребёнка ссадила из поезда милиция - оказывается, он забыл бумажку на выезд с подписью родителей. Вся компания поехала в Крым, а этот несчастный остался сидеть на платформе, ведь Крым слишком опасен для человека без бумажки. Впрочем, насколько я понял, вместе с ребёнком остался один из провожающих, планирующий как то разрулить ситуацию. Так что не всё так плохо.

Перевёл часы на час назад, на Украинское время.

24 июня

5:30

Ну вот, даже ночью поспать не дали! Зато за окном - море.

16:40

В семь утра поезд пришёл в Симферополь, и я вышел из вагона. Солнышко поднялось уже высоко, но ещё свежо и прохладно. Но наслаждаться погодой буду потом, сначала дела. Начал я с покупки гривен; на удивление, цены во всём городе почти одинаковые - что на вокзале, напротив дверей поезда, что на другом конце города.

Следующим пунктом у меня шёл рынок. Как показал эксперимент, торговаться на рынках Крыма бесполезно - кажется, мне всего однажды удалось сбить цену процентов на 20. Да и вообще, рынок по цене и ассортименту не сильно отличается от подмосковных заведений этого рода. Впрочем, кое-какие приятные находки были: Овощи и местные фрукты достаточно дешёвые. На прилавках стоит индийское кофе в чёрно-оранжевых банках - тех самых, родом из детства; папа потом долго удивлялся, как я умудрился привезти из Крыма банку кофе тридцатилетней выдержки. В букинистическом ларьке я благополучно обменял Драйзера на стопочку научно-популярных книг, которые читал до приезда в Москву. А на задворках рынка нашлись ряды старьёвщиков, где я долго разглядывал кучу плат от ценной электроники шестидесятых годов - но благоразумие всё-таки победило, и таскать их на себе полторы недели я не стал.

До Феодосии добрался за 40 Гривен - билет не купил, деньги пошли в карман водителю автобуса. А последние тридцать километров до точки назначения добирался на такси - причём умудрился взять его прямо на автовокзале, потеряв, как выяснилось, гривен 60. Записал же в Москве телефоны официальных таксистов! Но с настойчивой наглостью местных жителей столкнулся тут впервые, вот и оплошал.

Исходно я планировал ехать на мыс Чауда и идти оттуда к посёлку Южный. Но таксист объяснил мне, что на Чауда мне ехать нельзя, там военная база. Поэтому он отвёз меня к Южному, и я пошёл к Чауда пешком.

В этом месте надо сделать небольшое лирическое отступление. Посёлок Южный находится вдалеке от традиционных курортных мест Крыма. Мыс Чауда и его окрестности - вообще одно из немногих на полуострове мест, где даже в разгар сезона немного людей - это доказывал мне сервис Гугл Мапс, не находивший любительских фотографий местности. Но выбрал это место я по другой причине. Дело в том, что в феодосийском заливе много ловят рыбу сетями; в сети попадаются дельфины, задыхаются и умирают. А трупы их потом выносит на восточный берег залива - как раз туда я и приехал ради своей давней мечты - черепа дельфина.

С пресной водой в Крыму вообще проблемы, а на мысе Чауда - особенно. Я заранее учёл этот факт и купил на рынке около 12 литров воды - в бутылках, огурцах и черешне. В результате лёгкий до загрузки рюкзак стал весить под тридцать килограмм, причём большая часть веса приходилась на верхнюю его часть. Кроме того, я боялся таможни в поезде, и, укладываясь в Москве, спрятал всё ценное поглубже. Думаю, никого не удивит, что первое, что я сделал, добравшись до безлюдного берега моря - это занялся перепаковкой.

Пляж около Южного. На заднем плане виден рыбак.

За этим занятием меня застал житель деревни Южное, проходивший мимо с рыбалки. Мы разговорились, я рассказал, что ищу дельфиньи черепа. Он ответил, что месяц назад этого добра тут было немеряно - но сейчас большую часть унесло в море или разбило о камни. Ещё я услышал рассказ о зубастом черепе, обнажившимся в глине с год назад - к сожалению, его выкопали и унесли весной, так что тут я остался без трофея. Впрочем, я думаю, это был обыкновенный череп афалины.

22:30

Мёртвых дельфинов тут и вправду немеряно. Первого, полузарытую в песке мумию, я нашёл уже метров через двести от точки высадки. Скелет почти целый, только одного плавника не хватает: наверное, рыбаки отрезали.

Отломал голову, сунул в рюкзак, пошёл дальше. За день нашёл ещё два трупа и больше десятка разрозненных скелетов. Ещё попались два птичьих черепа, черепная крышка осетра, челюсть афалины и много всего по мелочам.

Слева от меня тянулись высокие глиняные холмы, покрытые жёлтой колючей степью, растрескавшиеся и рассечённые оврагами. В шторм море подмывает глину, и потому холмы обрываются у воды отвесной стеной - где-то полуметровой, а где-то и десяти метров в высоту. На солнце глина трескается и с шорохом стекает вниз. А иногда не стекает с шорохом, а обваливается целыми пластами.

Кучи глины размывает водой и сносит в море. Поэтому дно тут пологое и ровное, плавно переходящее в пляж под ногами. Пляж, конечно, тоже глинистый, шириной от пары метров (у пологих берегов) до пятнадцати-двадцати (под обрывами).

Мутная от глины вода приносит ветки, палки, панцири крабов и раковины рапанов, обрывки сетей - а заодно мусор из виднеющейся на горизонте Феодосии: пластиковые стаканчики и баночки, обросшие морскими желудями. Впрочем, весь пластик выглядит старым и потрепанным, среди него нет свежих объедков и невнятных полиэтиленовых пакетов. Наверное потому эти банки-путешественницы не вызывают такого отвращения, как обычная прибрежная помойка.

Весь день жаркое южное солнце припекало через рубашку. Конечно, я не отказал себе в удовольствии искупаться. Дно, как я уже сказал, пологое, и до пояса вода доходит только в сотне метрах от берега. Впрочем, есть и плюсы - вода тёплая, потому что мелкая и спокойная.

Около девяти вечера солнце стало садиться, и я начал искать место для стоянки. Вставать на уровне моря не хотелось, так что разбил палатку на холме.

Потом был романтический ужин при свете фонаря - свежие огурцы и макароны, сваренные на примусе, шипение которого почти не слышно за тихим, но вездесущим шумом моряы. Вокруг весело бегали уховёртки, привлекаемые светом фонаря, и бодро утаскивали любую упавшую на глину еду. А потом, в совсем уж кромешной тьме, начались поиски потерявшейся на холмах палатки.

Надо заметить, участок под палаткой был ровным только по местным меркам - палатка стоит под углом, вся земля покрыта ямами и впадинами.

Всю ночь сползал к задней стенке, поспать как следует не смог, несмотря на недосып. Где-то далеко заполночь, в очередной раз проснувшись, выглянул из палатки и долго смотрел на звёздное небо и светящуюся вдалеке Феодосию. Ветер, как всегда, дул на восток, и до меня доносилась едва слышная музыка дискотек курортного города.

25 июня

12:00

Проснулся в восемь утра. В палатке жара, по стенкам барабанят прыгающие кузнечики.

Погулял вокруг палатки, залез на холмы. Тут уйма разных насекомых - кузнечики, кобылки, сверчки, роющие норки и охотящиеся на кобылок осы... Вчера вечером я видел настоящую сколопендру, но ловить было некогда - темнело, а палатка ещё не была разбита.

С холмов открывается отличный вид на местность. Жаль, фотик внизу оставил.

22:00

Не поленился спуститься за фотоаппаратом. Вид с холма на степь, море и мыс Чауда (в правом верхнем углу).

Весь день не спеша шёл по пляжу, гоня перед собой волну кузнечиков, ипугано прыгавших в шелестящую траву. Каждые полчаса попадались интересные кости, и каждый раз я сбрасывал рюкзак, запаковывал находку, лез купаться, а потом, остыв в воде, шёл гулять по холмам. Кости дарили ощущение материальной осмысленности происходящего, вода - негу и приятную прохладу, а холмы - прекрасные зрелища бескрайней бугристой степи и раскинувшегося под ногами моря.

За день, кстати, встретил трёх полозов: двух в степи, одного - вылезающего из моря. Что полоз забыл в море, интересно? Рыбу ловил, что ли?

Полоз, выползающий на берег.

Полоз, выхползающий на берег.

Часам к четырём я нашёл свой главный трофей - зарывшийся в песок труп афалины. Тяжёлые кости не разносились водой и не бились о камни, так что состояние их было куда лучше, чем у останков азовок. Челюсти глубоко погрузились в песок, поэтому зубы были на месте - в общем, я встретил свой идеал. Сначала хотел взять все кости, но потом попытался придумать, куда буду ставить двухметровый скелет, и решил ограничиться черепом и одним плавником.

За час я уложил кости в рюкзак, потом искупался, разбил палатку (N45*05,285 E35*44,351) и сел готовить обед. Все нужные мне кости я уже собрал, так что решил до вечера купаться в море, а завтра с утра идти на показавшуюся вдалеке военную базу и ловить машину до Феодосии.

Афалина. Череп я уже вытащил от песка и слегка очистил, остальные кости лежат как лежали. Длина животного - около 200 см.

Длина животного - около 200 см.

Но тут пришёл заметивший меня рыбак, сопровождаемый парой лениво гавкающих собак. Оказалось, что рыбак - по совместительству дежурный военной части. Он объяснил, что я забрёл на охраняемую территорию, обрадовался, что я сделал это только сегодня (видать, нечасто свои сети проверяет), сказал, что машин не будет ещё неделю. И что иностранцам здесь вообще не место.

Пришлось идти обратно, в сторону Южного.

Воды на два неспешных дня у меня не было, рюкзак, с другой стороны, полегчал, так что за оставшиеся до вечера три часа я прошёл едва ли не треть двухдневного пути.

Ночевать на холмах мне не понравилось, поэтому разбил палатку на пляже, залез в спальник и сразу уснул под шорох моря.

26 июня

В шесть утра встал, позавтракал. Поймал кирпично-коричневую сколопендру, скормил ей уховёртку, устроил обеим фотосессию.

Сколопендра и уховёртка позируют перед камерой.

По дороге к посёлку наткнулся на лучше всего сохранившийся труп азовки - тот самый, первый. Срезал остатки шкуры, жирные на ощупь кости упаковал в пакет.

К полудню вышел к рыбакам. Стемнело, начал накрапывать дождь. Рыбаки убирали лодки и разъезжались в город - но меня брать отказывались. Попутки тоже не особо горели желанием меня подвозить. Само по себе, конечно, не удивительно - но тут машины не просто ехали мимо, водители улыбались, махали руками, радостно бибикали - и не останавливались. Издевались, что ли?

В конце концов, меня кто-то подобрал. Судя по поведению, этот кто-то был знакомый, но я его так и не узнал. Видимо, или тот житель Южного, или офицер-рыбак.

Машины тут сравнительно современные, но в феодосии мне попался этот замечательный рариет.

18:30

На перекладных добрался до Симферополя, купил билет на автобус до Черноморского. К сожалению, предыдущий автобус ушёл полчаса назад, а до следующего оставалось два часа - и, что куда хуже, до Черноморского он добирался ближе к полуночи.

Холодно, пасмурно, дует промозглый ветер, временами накрапывает дождь. Хорошо, что я взял термобельё. Сегодня впервые не было палящего солнца, и я поленился обмазываться толстым слоем солнцезащитного крема. И обгорел. Обидно.

27 июня.

Вчера в 23:10 прибыл в Черноморское. Автовокзал закрыт, темно, шансов попасть в Оленёвку нет. До половины второго, спотыкаясь от усталости, брёл по шоссе в сторону Оленёвки. Наконец нашёл сравнительно безлюдное место, поставил палатку, упал и уснул.

Оказалось, я встал в достаточно людном месте, часам к девяти утра по тропинкам мимо палатки пошёл поток людей. К счастью, к этому времени я уже позавтракал и даже успел собраться.

Опросил местных жителей, сверился с GPS и пошёл по дороге к Оленёвке. Светит солнце, но не жарко, ветра нет - отличная погода. К полудню меня подобрал грузовик, водители довезли до города, попутно показав созревающий у дороги миндаль (так и не успел его попробовать как следует: когда у меня было время - попадались только деревья с совершенно зелёными кислыми абрикосами).

Закупился водой и фруктами, отправился к Тарханкуту. Сначала шёл мимо городского пляжа с зонтиками и визжащими детьми, потом прошёл палаточный городок с палатками в три ряда, потом количество палаток постепенно уменьшилось до одной на двадцать - тридцать метров. Я надеялся пройти ещё километр и встать на безлюдном берегу, но обломался. Сначала километра три шёл обрывистый берег Атлеша - красивые, но совершенно непригодные для жизни скалы, об отвесные склоны которых разбивались волны. Потом встретилось ещё пара больших и шумных палаточных лагерей.

Скалы Атлеша. И машины, машины, машины...

Скалы Атлеша. И машины, машины, машины....

А затем, километр за километром, пошла бесконечная череда палаток, по одной на 50 метров. Разгадка проста: то, что для меня - глушь, до которой нужно шесть часов топать пешком, для серьёзного человека на Лексусе - ближний пригород. А всё побережье - это одна сплошная грунтовка вполне приличного качества.

Между прочим. Судя по всему, на мысе находится какая-то военная база - всё время шёл мимо каких-то радарных установок. Потом радары кончились, и в степи остались только полуразвалившиеся огрызки кирпичных труб десятиметрового диаметра и неясного назначения.

Степь с радарами.

В этот момент засыпанный песком объектив фотоаппарата окончательно заклинило, поэтому дальше фотографий не будет.

Часам к пяти завыл ветер, похолодало, солнце скрылось. Жутко замёрз, натянул все тёплые вещи, с третьей попытки разжёг в какой-то яме примус и сделал горячую кашу. Полегчало.

В половине девятого разбил палатку на симпатичном пригорочке, даже почти на отшибе: до ближайших соседей больше полуминуты пути. Рядом овражек, удобный спуск к морю. Море и вправду прозрачное и чистое, особенно по сравнение с позавчерашним Южным. Низкий скалистый берег, множество гротиков, и даже крабы есть.

И колодец рядом. Но я всё равно пил воду из бутылок - зря их тащил, что ли?

Соседи то ли издеваются, то ли действительно чрезвычайно благожелательные. За те десять минут, что я ставил на шквальном ветру палатку, представители двух ближайших групп успели до меня добраться, предложить помощь и даже всучить колышки.

28 июня

Наконец отсыпаюсь и отдыхаю. Утром позвонил папе, спросил о погоде. Папа залез на ГисМетео и сказал, что лучше не станет. Соседи, видимо, пришли к такому же выводу и в большинстве своём разъехались. После этого ветер кончился, разошлись тучи, засияло солнце. Воздух всё ещё прохладный, но в термоштанах уже жарко.

Одна беда - прошёл сгон, температура воды упала градусов до десяти. Старожилы такого не припоминают - я слышал, как они об этом говорили, когда садились на машины и уезжали.

В моём заливчике купаются товарищи в гидрокостюмах. Я тоже залез в воду, проплыл метров пять и выпрыгнул на берег - от тела сразу пар пошёл.

Нельзя сказать, что день прошёл особенно конструктивно, но я не падаю вечером от усталости - это для разнообразия тоже неплохо.

29 июня

С утра погулял по берегу, половил раков-отшельников, крабов, креветок и бычков. Ни одного бычка, правда, не поймал, крючки слишком большие. Но прикольно.

Вдоль берега мусора почти нет, зато он валяется по всем оврагам. И выглядит намного противнее того, что был у Феодосии, что характерно.

К полудню собрался и пошёл к Марьино. Шёл через степь и поля, машин почти не было, застопить не получилось. Впрочем, идти день по безлюдной степи - несколько однообразное, но приятное занятие. Шелестят вдоль дороги полозы, искрят разлетающиеся цветным веером кузнечики, желтый сухой ковёр простирается до самого горизонта. Плотно утрамбованная грунтовая дорога поднимается на холмы и спускается в ложбины, вдоль неё растёт полоса низких деревьев. Единственная беда - трава тут (как и везде в Крыму) жутко колючая, так что с дороги сходить неприятно.

Здесь, в степи, Бог послал мне чудесный Дар! Дар выглядел как выкинутый из окна машины мешок с мусором, и при ближайшем рассмотрении таковым и оказался. Но автомобилисты были добрыми людьми и выкинули для меня килограмма три свежих и чрезвычайно вкусных помидоров и огурцов, и даже две пачки сыра Хохланд. Овощи не успели испортиться, так что я смог протереть их спиртовыми салфетками и подкрепиться - это было очень кстати, вода у меня была на исходе.

Часам к шести вечера я добрался до деревни Марьино, купил еды в местном магазинчике и двинулся дальше. Хорошая деревня, море рядом, и людей, вроде, на берегу поменьше. На многих домах висела табличка "сдаётся" - если бы я хотел оседлого отдыха, то из всех увиденных мною в Крыму мест выбрал бы именно это.

Около Марьино идёт асфальтированное шоссе, я шёл по нему, пытаясь поймать машину. И поймал-таки - УАЗик пограничников. Вполне приличные ребята оказались, подбросили до Окунёвки. Через полчаса сел на рейсовый автобус, а к девяти вечера осматривал славный город Евпаторию. Город и вправду славный - в десяти минутах от центра начинается сплошная дачная застройка - вполне приличная двухполосная асфальтовая дорога, по бокам пятиметровая лесополоса, дальше пешеходные тропинки и аккуратные дома за заборами. Возможно, дело было во времени (уже наступили сумерки), но местность вызывала ассоциации, промежуточные между сказкой и Голливудской романтикой.

Как бы то ни было - нашёл полянку, разбил палатку, лёг спать.

30 июня

К полудню сел на Ялтинский автобус и поехал. В Ялту.

Тут надо сделать ещё одно лирическое отступление. Вообще-то, исходно я в Ялту не собирался. Я собирался первую половину поездки потратить на сбор дельфиньих костей в Феодосийском заливе, а вторую - на плаванье в акватории Тарханкута: люблю море, но редко на него попадаю. Первая половина прошла удачно, и даже быстрее, чем планировалось. Потом, как я уже сказал, прошёл шторм, к берегу подошла холодная вода, и плавать стало невозможно. Но Я, к счастью, был один, не связанный никакими обещаниями и договорённостями - поэтому просто вспомнил, что в Крыму есть ещё и горы, посмотрел на карту и решил, что гулять по ним должно быть удобно из Ялты. Ну и поехал в Ялту, делов-то.

Немного погулял по городу, посмотрел на рынок, нашёл там сдающую комнату тётеньку. Договорились с ней на 80 гривен за нужные мне 26 часов пребывания. Я скинул рюкзак на кровать, быстро сварил себе поесть и поехал на водопад Учансу.

Как все, наверное, знают, Крым - регион курортный. Всю предыдущую неделю я этого почти не замечал, потому что жил в малонаселённых и не слишком известных районах. Но Ялта (и вообще весь южный берег Крыма) - очень популярное место, так что я столкнулся со всеми прелестями туристического региона.

Попасть на водопад Учансу просто - раз в полчаса туда ходит автобус. Около автобусной остановки находится маленький ресторанчик, несколько сувенирных лавок и шлагбаум с надписью "проход - 15 Гривен". Судя по рассказам, сам водопад летом не представляет собой ничего интересного, платить за провал у меня не было никакого желания, так что я просто отправился гулять - судя по карте, рядом с водопадом были симпатичные места.

Первые пятнадцать минут я шёл в гору через кедрач, собирая большие блестящие шишки и любуясь на весёлую зелёную траву на склонах. Посмотрел на водопад (ну да, водопад; видел больше, видел меньше), перешёл через речку. Потом набрёл на тропу, идущую в нужную мне сторону, и потопал по ней - сначала по лесу, потом вдоль скал. Тропа умеренно цивилизованная, у самых страшных обрывов есть перилла, горы исписаны надписями типа "Вася VI.1961". Но деньги за проход никто не собирает, народу мало и виды неплохие - под ногами лежит зелёная чаша, на дне которой угнездилась Ялта, прижавшаяся к вечернему серому морю. Чаша работает гигантским зеркалом - в какой-то момент я оказался в его фокусе и услышал какой-то городской концерт - так, как будто он проходил на соседней улице.

Чем дальше я шёл, тем более дикими выглядели леса - наверное, мало кому не лень лезть пешком на вершину. Впрочем, сам я тоже скоро повернул обратно - садилось солнце, а спускаться по горам ночью у меня не было никакого желания.

До подножья горы я добрался уже в густых сумерках, так что рассмотреть на указателе надпись "Боткинская Тропа" и стрелку, указывавшую на мою тропинку, было нелегко. Потом полчаса шёл в темноте, пахнущей ночным лесом, спустился к автобусной остановке у водопада, где и поймал попутный экскурсионный автобус на котором добрался до Ялты.

31 Июня

Вчера вечером хозяин квартиры, в которой я остановился, посоветовал сходить на Царскую Тропу. Типа, там цари гуляли, потому что красиво. Как оказалось, официально оно называется "Тропа №1, Солнечная" и представляет собой, на сегодняшний день, тропинку между санаториями, коттеджами и просто невнятными заборами. Я же говорю, популярное место, вот и застраивают его быстро. Зато мне показали какой-то пятиэтажный санаторий и сказали, что это - тот самый Ливадийский Дворец, в котором проходила Ялтинская Конференция. Потом посмотрел в Википедии - наврали, тот двухэтажный был.

Прошёл по тропе пару километров, свернул, залез на безымянную скалу, припорошенную мусором, погрелся на солнышке на вершине и отправился на загадочную Ай-Петри - самую ветреную и туманную точку Украины, добраться до которой можно только по самой длинной в Европе канатной дороге (сведения почерпнуты из краткого путеводителя, который я брал с собой). Я доехал на автобусе до канатной дороги, прорвался через толпу таксистов, предлагающих оплатить всё и сразу, и зашёл в подвешенный на тросе вагончик. Тут мне повезло в первый раз - большую часть дороги тумана не было, но маленькое облачко висело у самой горы - так вот, я вам скажу, влететь в облако на быстром и сухом подъёмнике - это куда интереснее и приятнее, чем войти в него пешком.

Оказалось, Ай-Петри не столь безжизненна, как я думал. На вершине находится кафе, несколько продуктовых и сувенирных лавок, музей пыток (почему тут? Из-за вечного тумана, наверное...), загон лошадей и огромная парковка маршруток. Со всех сторон доносятся обрывки громких призывов: "...До Ялты за 50 Гривен...", "...заходите в музей...", "...Пирожки!..", "...Тёплые варежки и шарфы!..", "...Подкрепитесь шашлыком перед дорогой...", "...Кому в пещеры на лошадке?..". В общем, налево пойдёшь - 10 гривен, направо пойдёшь - двадцать, прямо - тридцать. Я выбрал себе какую-то тропинку, но мне сказали, что она платная. Пришлось идти по соседней, заканчивающейся двумястами метрами правее.

И тут мне повезло во второй раз, и крупно. Если бы я попал на вершину на час раньше, то увидел бы обычные серые камни; если бы попал на полчаса позже - не увидел бы вообще ничего. Но я попал вовремя - и потому стоял на освещённой солнцем скале, за моей спиной лежала каменистая равнина, переходящая вдали в чахлый лесок. А спереди лежала пропасть, заполненная бескрайним морем тумана. Потом снизу подул ветер, бросающий холодный туман мне в лицо - туча поползала через гору. Уже через несколько минут я был внутри облака, а через два часа огромная тёмные клубы висела над Ялтой.

Домой

Дальше всё было буднично. Маршрутка довезла меня от вершины Ай-Петри до Ялты, я забрал вещи и поехал в Симферополь. На автобус, как водится, опоздал, но взял с тремя попутчиками такси, доехал до вокзала, и благополучно сел на поезд. В этот раз повезло ехать без детей, зато с добродушными и любознательными спутниками. Соседи минут пятнадцать восхищались моим мужеством (Как же! Один по диким местам!), потом на столе появился коньяк, и они занялись делом.

Всю дорогу читал:

Потом были Соловки, Путорана, поиск работы, первые недели на новом месте. Не было только времени. В результате до описания моих похождений руки дошли только в начале ноября. Но написал всё-таки. Вот так.